Делаем ремонт: как работать с бригадой, что прописать в договоре и чего требовать от подрядчика
Большая часть россиян сталкиваются с неисчислимыми затруднениями при ремонте своей квартиры, когда они берутся сделать это с помощью нанятых строителей. Проблем может возникнуть миллион, начиная с того, что рабочие могут оказаться банальными мошенниками, которые возьмут деньги и исчезнут с ними, и кончая тем, что бригада бросит объект в самый разгар ремонта. Не говоря уже о мелких огрехах и недоделках, который практически каждый заказчик обнаруживает по окончании работ. Полина Цветкова, дизайнер интерьера и руководитель проектов сервиса «Ремонт со СберУслугами», рассказала, как получить гарантию качества ремонта помещений и минимизировать риск от выполненной ненадлежащим образом работы подрядчика.
Договор с подрядчиком
Одна из составляющих успеха — грамотно составленный и заключенный в письменном виде договор с подрядчиком, выполняющим ремонтные работы. Такой договор поможет снизить риски и обезопасит от недобросовестных бригад.
В нем должны быть прописаны все нюансы, включая: перечень и сроки выполнения работ, стоимость, порядок оплаты, ответственность исполнителя за просрочку, выполнение некачественной работы, порядок приемки работ, гарантийный срок и порядок его исчисления, объем гарантий качества результата работы, сроки и порядок гарантийного обслуживания.
Также оговорите условия, при которых может меняться сумма выполнения работ: пожелания заказчика, ошибки подрядчика, использование некачественных материалов.
Гарантийный срок
Это срок, в течение которого подрядчик обязуется обеспечить соответствие качества результата работы условиям договора и несет ответственность перед заказчиком за выявленные недостатки результата работы.
Оценка обычно производится согласно требованиям и условиям, установленным в договоре. Однако если они не указаны, можно ориентироваться на показатели из сводов правил по строительству и строительных норм и правил.
Ответственные компании обычно предоставляют гарантии на ремонт любой сложности. Но даже если в договоре такого пункта нет или установлен меньший гарантийный срок, нежели предусмотрено законом, заказчик вправе обратиться к подрядчику за устранением выявленных недостатков в течение двух лет (а по договору бытового подряда для недвижимого имущества — в течение пяти лет) со дня, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком.
Если в ходе приемки обнаружили ошибки или работы были выполнены некачественно — не подписывайте акт выполненных работ до устранения всех недостатков.
Обратите внимание: отсутствие акта о приемке выполненных работ не освобождает подрядчика от ответственности за их ненадлежащее выполнение, а устанавливает иной порядок исчисления гарантийного срока. Например, этот срок может быть исчислен с момента фактической передачи результата. Данный момент может быть определен исходя из момента полной оплаты работы, если по условиям договора окончательный расчет осуществляется после выполнения работ.
В случае несвоевременного принятия заказчиком результата работы гарантийный срок начинается с указанной в договоре даты приемки, то есть до того, как заказчик приступит к использованию результата работы.
Стороны вправе установить в договоре собственный порядок продления гарантийного срока.
Храните у себя подписанный с подрядчиком договор, акты сдачи-приемки работ и все чеки за оплату выполненных работ. При этом расчеты лучше проводить только через банк, чтобы у вас была возможность при необходимости получить документы — например, выписки по счету, подтверждающие произведенную оплату в пользу подрядчика за выполненные работы.
Что делать при выявлении недостатков
Выполнение подрядчиком некачественных работ наделяет заказчика рядом альтернативных требований к подрядчику, применение которых зависит от выбора заказчика.
Если работы выполнены некачественно, заказчик вправе потребовать по своему выбору:
- или безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
- или соразмерного уменьшения установленной за работы цены;
- или возмещения расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре;
- или потребовать безвозмездного повторного выполнения работ;
- или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами.
Но если отступления в работе от условий договора или иные недостатки в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Поиск надежных ремонтных бригад может быть сложным и долгим процессом. Главное при выборе подрядчика обращать внимание на то, официально ли он оказывает услуги, и обязательно подписывать договор, который защитит ваши права в случае выполнения некачественных работ.
Раскрыт строительный секрет: как выбирать стеклопакет
Каким сделать потолок: преимущества и недостатки разных способов отделки
Звукоизоляция в квартире: что сделать, чтобы было не так шумно?