Миллениалы и зумеры: в чем они отличаются и какие требования предъявляют к современным городам
Зумеры и миллениалы сейчас — две основные страты, определяющие молодое поколение. Первым около двадцати, вторым — на десять-пятнадцать лет больше, и именно они в ближайшее время станут основным драйвером экономики и прогресса, начнут определять, как будет выглядеть наша жизнь в самом широком смысле. Вместе с Еленой Устиновой, директором по маркетингу, развитию и продажам «Доброград Девелопмент», разбираемся, что для genZ и genY особенно важно в современных городах и в какую сторону они толкнут эволюцию урбанизма.
Транспортная доступность
Для многих представителей молодого поколения личный автомобиль — пережиток прошлого. Когда ты живешь в современном мегаполисе, все, что ты знаешь о машинах, — они шумят, загрязняют воздух и постоянно стоят в пробках. А еще иметь и содержать собственный транспорт неприлично дорого. Куда проще пользоваться каршерингом (экономика совместного пользования, или sharing economy, — вообще один из главных трендов потребления среди молодежи), такси, общественным транспортом и средствами индивидуальной мобильности.
А потому миллениалам и особенно зумерам важно, чтобы в городе была комфортная, удобная и эффективная система общественного транспорта. Причем речь не только про метро и автобусы — молодежь хочет, чтобы на улицах была создана среда для самокатчиков и велосипедистов: нередко получается, что добраться из точки А в точку Б на них проще и быстрее, чем пользуясь любым другим способом передвижения.
Параллельно существует еще одно требование: город должен соответствовать концепции «15 минут». Она подразумевает, что горожанин может добраться до всех важных объектов инфраструктуры: магазинов, поликлиники, досуговых объектов и т. д. — за быструю прогулку пешком или на средствах индивидуальной мобильности. Многие миллениалы сейчас воспитывают маленьких детей, и им важно иметь возможность решить все повседневные задачи рядом с местом проживания. А зумеры вообще не очень любят выходить из дома (отсюда глобальный тренд на доставку всевозможных товаров прямо до двери), но, если выйти все-таки нужно, предпочтут, чтобы маршрут не уводил далеко.
Близость культуры
И здесь стоит поговорить о миллениалах и зумерах отдельно: их поведенческие паттерны сильно разнятся.
Миллениалы ценят разнообразие культурной сцены: им важны концерты, музеи, выставки, галереи, театры, музыкальные фестивали. (Здесь стоит оговориться, что речь идет про средние статистические закономерности и конкретные представители поколений могут выбиваться из общей картины.)
Зумеры в этом смысле чуть отличаются. Они тоже не против сходить в кино или на выставку. Но в плане культурного досуга предпочтут скорее совместное времяпрепровождение: чувство включенности в локальное сообщество для них крайне важно. Поэтому зумера куда проще заметить участвующим в мастер-классе по апсайклингу одежды или лепке из глины, а не праздно бродящим по галерее.
Системы умного города
Миллениалы знакомы с интернетом и современными технологиями с подросткового возраста, зумеры — практически с рождения. Для них достижения прогресса не чудеса науки, а данность и неотъемлемая часть жизни. А потому нет ничего удивительного в том, что они хотят видеть умные устройства не только в кармане или рюкзаке, но и вокруг себя.
Выше мы уже говорили про эффективную систему общественного транспорта. Но молодые поколения хотят, чтобы этот тренд шел дальше — и транспорт не просто приходил вовремя, но и отображался на карте в режиме реального времени, с подсказками о том, в каком вагоне меньше людей или к какой двери лучше подходить.
Умные светофоры и фонари, которые активируются при приближении человека, беспилотные такси, интеллектуальные системы контроля за сортировкой мусора, роботы-доставщики, электронные системы доступа к городским и государственным сервисам — зумеры и миллениалы хотят, чтобы города тоже превратились в своего рода гаджеты, постоянно обновлялись и радовали новыми функциями.
К этому же пункту можно отнести безопасность: представители молодого поколения не против умных систем слежения, домофонов и уличных камер. Миллениалы и зумеры готовы жертвовать приватностью ради создания по-настоящему безопасной среды.
Экологичность
Молодые поколения как никто озабочены проблемой климатических изменений. Особенно в крупных городах, где экологическая картина далека от идеальной. Миллениалы и в особенности зумеры стремятся к устойчивому развитию и экологической грамотности. Они ожидают, что города будут оснащены возобновляемыми источниками энергии, системами сортировки и утилизации отходов, экономии ресурсов и другими экопозитивными инициативами. Ответственное отношение к экологии и труду — основа потребительских паттернов представителей поколений Y и Z.
В основном на Западе, но и в нашей стране в связи с запросом на экологичность существует другой интересный тренд — дауншифтинг: молодежь меняет мегаполисы на небольшие экологически чистые города. В историческом контексте он полностью противоречит привычному положению вещей: раньше молодежь, наоборот, стремилась в крупные города, тогда как пожилые люди были не прочь их покинуть. Но с наступлением эры миллениалов и зумеров ситуация изменилась.
Молодежь высоко ценит созданные в городе возможности для активного образа жизни — занятий спортом, пробежек, лыжных и велосипедных тренировок, командных активностей. Поэтому им крайне важно, чтобы рядом с домом были парки и другие природные объекты. Чем их больше и чем они разнообразнее, тем лучше. Поэтому, например, Доброград — новый город во Владимирской области — стал так популярен среди представителей миллениалов, решивших приобрести собственное жилье.
Сегодня представителям молодых поколений становится все более важно, чтобы место проживания располагалось в экологически чистом месте, было окружено лесами с природными тропами, а также лыжными и велотрассами. Особенно ценится наличие разных спортивных объектов — от футбольных, волейбольных и гольф-полей до горнолыжных комплексов.
Дом у пешеходного моста: только 14 московских новостроек у воды получат маршруты для прогулок
«Третье место», простота и «зеленая» повестка. Как архитекторы видят элитное жилье будущего
Постиндустриализация, мобильное озеленение и красный кирпич: как формируются новые креативные пространства Москвы